Состав и устройство подкрановых путей
Подкрановый путь включает три основные группы элементов:
- строения – нижнее и верхнее;
- заземляющее устройство – проводники, перемычки и очаги заземления;
- путевое оборудование – тупиковые упоры, кабельные лотки и настилы, отключающие устройства, а также ограждения и знаки безопасности.
Конструкция нижнего и верхнего строения
Нижнее строение формируется из земляного полотна (при необходимости с защитным слоем) и водоотводных канав, обеспечивающих стабильность основания.
Верхнее строение состоит из балластного слоя и подсыпки, направляющих (рельсов или горячекатаного профиля), опорных деталей, стыковых и промежуточных стяжек, а также креплений.
Направляющие могут устанавливаться на различные основания: металлические, бетонные, железобетонные, а также на деревянные шпалы или полушпалы, подобные железнодорожным.
Основания чаще всего имеют балочную конструкцию. Крепление рельсов выполняется прижимными планками или крюковыми фиксаторами. Планки фиксируются болтами либо привариваются. В случае укладки на шпалы крепление направляющих производится костылями или путевыми шурупами с прижимами.
Виды крановых путей
В зависимости от типа и конструкции грузоподъемных кранов различают два основных варианта:
- Наземный путь – используется для установки башенных, портальных, козловых кранов, а также мостовых перегружателей.
- Надземный путь – применяется при монтаже мостовых и передвижных консольных кранов.
Конструктивные разновидности надземных путей:
- Опорный – для опорных мостовых и полукозловых кранов;
- Подвесной – для подвесных мостовых кранов (кран-балок), электроталей (тельферов) и аналогичного оборудования.